Институт Тони Блэра (TBI) недавно опубликовал всеобъемлющий доклад, в котором изложены необходимые реформы для укрепления позиций Европейского союза в быстро развивающейся области искусственного интеллекта. Анализ, приуроченный к обсуждению европейского цифрового суверенитета, избегает упрощенных решений, таких как квоты на закупки, и вместо этого фокусируется на системных улучшениях в регулировании, инвестициях и привлечении талантов. Это важно, потому что ЕС рискует отстать от США и Китая в доминировании в области ИИ, если не предпримет решительные действия.
Основные проблемы, стоящие перед развитием ИИ в ЕС
В докладе TBI определены несколько ключевых структурных слабостей, препятствующих росту ИИ в ЕС. Среди них – фрагментированные рынки, чрезмерно сложные правила, хроническое недоинвестирование в технологическую инфраструктуру и одни из самых высоких затрат на энергию в мире. В докладе метко отмечено, что настоящий цифровой суверенитет заключается не в изоляции, а в использовании выбора и влияния на глобальном технологическом рынке. Попытки построить отечественные альтернативы для каждой технологии экономически нереалистичны и стратегически ошибочны.
Решение 1: Реформа регулирования и доступ к капиталу
Первым шагом к ускорению внедрения ИИ является пересмотр нормативной базы ЕС. TBI выступает за упрощение требований к отчетности, гармонизацию правоприменения во всех странах-членах посредством Digital Omnibus и ускорение таких инициатив, как Союз сбережений и инвестиций. Эти реформы необходимы для снижения стоимости инноваций и обеспечения эффективного масштабирования бизнеса. В докладе также призывается к созданию общеконтинентальной фондовой биржи и модернизации рынков труда — критически важный шаг, который часто упускают из виду в европейских дискуссиях.
Решение 2: Инфраструктура и энергетическая безопасность
ЕС должен устранить пробелы в своей физической и цифровой инфраструктуре. Хотя существующие инициативы, такие как EU Gigafactories и EuroHPC JU, являются шагами в правильном направлении, в докладе предлагается ускорить частные инвестиции в инфраструктуру ИИ. Критически важно также разработать согласованную европейскую энергетическую программу, включая ускоренное получение разрешений на строительство атомных электростанций и возобновляемых источников энергии, чтобы обеспечить доступную и надежную поставку энергии. Без безопасного доступа к энергии все остальные инициативы в области ИИ будут испытывать трудности с развитием.
Решение 3: Ускорение внедрения ИИ посредством стимулов
Для стимулирования широкого внедрения ИИ TBI предлагает сосредоточиться на трех ключевых областях: доступ к данным, упрощенное регулирование и реформирование академической среды. Стратегия Data Union, которая вскоре будет принята, должна открыть доступ к стратегическим наборам данных, в то время как государственные закупки и льготы для вычислительных ресурсов могут стимулировать рыночный спрос. В докладе прямо не упоминается реформа GDPR, но подразумевается, что такой шаг может быть необходим для реального ускорения развития ИИ. Европейские университеты в настоящее время стеснены жесткими структурами, устаревшими стимулами и неконкурентоспособными зарплатами, что вынуждает лучшие кадры уезжать за границу. Чтобы удержать и привлечь исследователей, университетам необходимо предоставить большую автономию, конкурентоспособную оплату труда и гибкие пути между академической средой и промышленностью.
Решение 4: Экспорт «европейского цифрового стека»
Наконец, ЕС нужна согласованная стратегия экспорта своего цифрового правительственного стека во всем мире. Такие инициативы, как Global Gateway, должны использоваться эффективно, с размещением региональных технологических центров, укомплектованных технологами и дипломатами, для продвижения европейских стандартов. TBI предлагает создать «Европейский механизм ускорения инвестиций», чтобы помочь инвесторам преодолевать регуляторные барьеры. Хотя Global Gateway подвергался критике, он остается наиболее жизнеспособным механизмом для расширения европейского технологического влияния во всем мире. В настоящее время фрагментированный подход оставляет компаниям самостоятельное управление экспортом, в то время как у многих дипломатов нет технических знаний для эффективного содействия.
В заключение следует отметить, что доклад TBI предоставляет прагматичный план действий для ЕС, стремящегося утвердить свое лидерство в эпоху ИИ. Реализация этих реформ требует смелых действий, но альтернатива — дальнейшая стагнация и зависимость — обходится гораздо дороже. ЕС должен действовать сейчас, чтобы обеспечить свое будущее в мире, все больше определяемом искусственным интеллектом.



















































