Главная тенденция сегодняшнего интернет-маркетинга, которую нельзя недооценивать тем, кто занимается электронной коммерцией – Юзабилити. Поскольку, именно эта составляющая, в конечном итоге определяет уровень конверсии интернет-магазина.
Как правило, неопытные владельцы только что испеченных интернет магазинов пускаются во всевозможные эксперименты с настройками интерфейса и функционала своих проектов и в итоге получают совсем неэффективен по своим юзабилити проект, объемы продаж которого, мягко говоря, не очень вдохновляют. Давайте же рассмотрим все по порядку и проиллюстрируем механизм осуществления покупки в виде четырех этапов.
а. Посетитель приходит на сайт
- На этом этапе происходит следующее:
- Во-первых, посетитель попав на ваш ресурс, прежде всего, обращает внимание на дизайн – так уж устроен механизм восприятия информации в интернете.
- Во-вторых, посетитель определяет назначение сайта – это делается тоже чисто визуально помощью прочтения одного-двух предложений.
- В-третьих, посетитель принимает решение – будет ли он пользоваться услугами, которые вы ему предоставляете или нет.
- бы. Посетитель остался на сайтеНа этом этапе происходит не менее значимые события:
- Во-первых, посетитель осуществляет знакомство с навигацией вашего интернет-магазина.
- Во-вторых, происходит окончательное осознание того, насколько широкий спектр товаров предлагается клиенту. Все это можно объединить в один процесс – изучение возможностей вашего интернет-магазина.
- в. Посетитель заинтересован и перешел к изучению ассортимента. Как правило, на этом этапе происходит обращение к каталогу интернет-магазина или же переход за специальными ссылками – например, “топ-продаж”, “скидка” и т.п.
- г. Посетитель решает осуществить покупку.Что тут скажешь – этот этап заключительный и если произведен заказ, то вы достигли своей цели.
Общие требования повышение юзабилити сайта
- Логотип магазина хорошо заметен и размещен в верхней части каждой страницы, кликабельной
- На сайте в шапке указан номер телефона. Номер телефона расположен на одном и том же месте на всех страницах
- Номер телефона указан с кодом города
- Номер телефона видно на любой странице в течение первых 3-х секунд просмотра
- Поиск по сайту находится в верхней части всех страниц сайта и виден в течение первых 3-х секунд просмотра
- Все ссылки в текстах подчеркнуты
- Все номера форму обратной связи или номер телефона снабжаются призывами к действию «Позвоните нам», «Задать вопрос»
- На всем сайте используется единый принцип выравнивания текста
- Цвета шрифтов и фона контрастны
- Страница 404 ошибки выполнена в дизайне сайта и содержит ссылки на основные навигационные страница магазина
- Любая страница сайта должна содержать коммерческое предложение
- При минимальном размере экрана (1024 ? 768) горизонтальная полоса прокрутки отсутствует при просмотре в основных браузерах: IE, Firefox, Oper
- На сайте есть фавікон
- При наведении на кликабельные элементы (кнопки) курсор должен быть в виде руки
- Расстояния между абзацами должно быть больше, чем поміжрядкове.
- Все тексты должны легко читаться при масштабировании
- Сайт быстро загружается
Улучшение юзабилити главной страницы
- Главная страница содержит список основных услуг
- УТП видно сразу в течение первых 3-х секунд просмотра (баннер, текст, слоган)
- Пункты меню оплата и доставка должны быть заметными с любой точки страницы
- Главная страница не содержит pop-up баннеров
- Главная страница не содержит никаких звуков запускаемых без действий пользователя
- Подробная контактная информация (номер телефона, адрес, email, ссылка на форму обратной связи и подробную контактную информацию)
Оптимизация навигации
- На главной странице выводится список основных категорий, направлений
- Меню каталога товаров содержит не более 8 пунктов
- Меню основной навигации продублировано в нижней части сайта
- Текущий пункт меню всегда выделен
- Ссылка в меню на текущий пункт не активная
- Используются «хлебные крошки» для всех страниц сайта. Если на сайте есть страницы более 2-УВ
Повышение юзабилити карточки товара / услуги
- Содержит заголовок название товара, услуги
- Содержит подзаголовок, на основании выгоды
- Существует описание товара, написанное человеческим языком
- Присутствуют технические характеристики
- Присутствует цена
- Кнопка «купить», «заказать» или «положить в корзину» находится после всех элементов
- В случае если страница длиннее одного экрана, то кнопка «купить / заказать» используется дважды или более раз
- Есть фотография товара, услуги
- Если фотография увеличивается во всплывающем окне то, размеры и оформление всех окон одинаковое
- На карточке товара отсутствует отвлекающие элементы (новости, витрина, реклама)
- Используются вкладки для разделения содержания
- Показано несколько цен в зависимости от типа пользователя сроков и способов покупки
- Показаны «сопутствующие товары, услуги» с возможностью добавить в корзину вместе с основным товаром.
- Указанные способы оплаты и доставки (или ссылка на страницы с соответствующей информацией).
Оптимизация корзины и процедуры оформления заказа
- Блок корзины находится на всех страницах на одном и том же месте
- Блок корзины является одним из ярких пятен и заметен при первых трех секундах просмотра сайта.
- При добавлении товара в корзину РЯДОМ с кнопкой добавления появляется информация о том, что товар в корзину добавлен
- При добавлении товара в корзину в блоке «Корзина» происходит видимое изменение
- При нажатии на ссылку «добавить в корзину» повторно появляется информация о том, что товар уже в корзине и предложение «просмотреть содержимое корзины» или «добавить еще один такой товар»
- При наведении на блок корзина мышки во всплывающей подсказке выводятся все товары и их цены
- Страница корзины не содержит витрины магазина
- Страница корзины не содержит новостей
- Страница корзины не содержит баннеров и любой другой рекламы
- Страница корзины не содержит анимации
- На странице корзины есть информация о доставке
- На странице корзины есть информация о том как задать вопросы или связаться с менеджером
- Используется две кнопки «Оформить заказ» (оформить заказ обычным и необычным способом)
- Оформление заказа не прерывается, если пользователь не зарегистрирован
- Для незарегистрированных пользователей требуется ввести только имя, телефон, e-mail
- Предлагается несколько вариантов доставки
- Предлагается максимум вариантов оплаты
- Предлагаются способы снизить стоимость покупки
- В блоке корзины не используются надписи «ваша корзина пуста» или «0 товаров на 0 рублей»
- После завершения оформления заказа предлагается upsell
Повышение юзабилити каталог товаров
- В основном меню каталога не более 10-ти пунктов
- Разделы сформированные по одному принципу оформлены одинаково, по разным – по разному.
- Оформление ссылок в меню на виртуальные разделы «новинки», «бестселлеры», «распродажа»
- На любой странице каталога есть товар и предложение его купить.
- Пользователь имеет возможность управлять выводом
- Блок товара как минимум содержит:
- название товара
- изображение товара
- описание товара
- цену товара (или несколько цен)
- значки и иконки акций и скидок
- кнопку «купить» или «добавить в корзину»
- Количество товаров по строкам и колонкам не всегда совпадает
- В разделах и подразделах содержаться ссылки на популярные разделы
Юзабилити чек лист процедуры регистрации
- Пользователю объясняется выгода регистрации рядом с кнопкой “зарегистрироваться”.
- процесс регистрации имеет минимум два варианта, один из которых должен быть предельно кратким (Имя, email)
- при ошибке в вводе данных ошибочный пункт выделяется цветом
- при ошибке ввода данных, форма не перегружается и введенные данные не нужно вводить повторно.
- При регистрации нужно спросить согласие на получение писем от магазина
Оптимизация поиска на сайте
- Поиск всегда должен иметь результаты (если ничего не найдено, то нужно предложить наиболее близкие результаты, если нет и таковых то вывести либо наиболее частые результаты поиска, либо несколько специальных предложений)
Оптимизация страницы контактов
- Наличие карты с отмеченным расположением компании
- Наличие телефонов с кодом города
- Наличие e-mail адреса
- Отмечено рабочие часы (время приема).