7 дней в искусстве

0
853

Услышав интересные отзывы решил обратить внимание на книгу, которая раскрывает современный мир искусства.

Каждая из семи глав предлагает углубленное рассмотрение иного аспекта современного мира искусства на основе 40-ка существенных интервью и много часов, что автор называет “за кадром” включенного наблюдения “. Художники, дилеры, кураторы, критики, коллекционеры, эксперты аукционных домов – каждый из китов здесь досконально прорабатывается пристальным взглядом.

Важно иметь в виду, что мир искусства гораздо шире, чем рынок искусства. К рынку непосредственное отношение имеют те, кто продает и покупает (дилеры, коллекционеры, аукционные дома), но далеко не все люди искусства непосредственно вовлечены в коммерческую деятельность (критики, кураторы и сами художники). Мир искусства – та сфера, с которой связана не только работа, но и жизнь. Это «символическая экономика», где основа товарооборота – обмен мнениями, а ценность – понятие дискуссионное, далеко не всегда соотносится с ценой.

Поскольку мир искусства разнообразен и абсолютно закрытый, сложно говорить о нем обобщенно и невозможно дать ему по-настоящему объективную оценку. Кроме того, войти в него нелегко. Несмотря на то, автор в 7 главах старается показать внутренний мир искусства.

Главы «Аукцион» и «Семинар по критике» следуют друг за другом по принципу контраста. «Аукцион» – подробный отчет по вечерних торгах «Кристи» в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. На аукционах, как правило, художники не присутствуют, это конечный пункт (кое-кто называет его моргом) для произведения искусства. А в разделе «Семинар по критике» рассказывается о легендарные семинары в Калифорнийском институте искусств – своего рода инкубаторе, где студенты превращаются в художников и изучают основы ремесла. С одной стороны, натиск и стремительность, с которыми тратятся огромные суммы на торгах, с другой – неторопливое и не очень обеспеченную жизнь художественной школы. Однако и аукцион, и семинар по критике играют важную роль в понимании того, как устроен мир искусства.

Части «Ярмарка» и «Мастерская» также представляют два противоположных явления, одно из них относится к сфере потребления, другое – к сфере производства. Если мастерская – это лучшее место для изучения творческого метода художника, то ярмарка – это потрясающее шоу, где толпы людей и обилие работ мешают сосредоточиться на конкретном произведении.

Четвертая и пятая главы, «Премия» и «Журнал», – это истории о дебатах, судейство и публичные выставки. В четвертом разделе рассказывается о британскую премию Тернера, точнее, о тот день, когда жюри во главе с директором галереи «Тейт» Николас Серота принимает окончательное решение, кто же из четырех вошедших в шорт-лист претендентов взойдет на подиум во время церемонии награждения и получит чек на 25 тысяч фунтов стерлингов. Здесь речь идет о конкуренции среди художников, о роли поощрения в их карьере и о взаимодействии между музеями и СМИ.

Действие последней главы, «Биеннале», разворачивается в Венеции – в хаосе старейшей международной выставки такого рода. Казалось бы, Венецианская биеннале должна быть похожа на карнавала, но на самом деле для профессионалов это очень серьезное мероприятие, и необходимость делового общения мешает в полной мере сосредоточиться на искусстве.

Автора интересует не столько внешняя сторона жизни художественного бомонда, сколько механизмы, влияющие на развитие искусства, формирующие художественный рынок и определяющие место художника в этих процессах. Семь частей книги посвящены разным сторонам жизни искусства и разным профессиональным «субкультурам», писательница рассказывает о своих встречах с художниками, дилерами, кураторами, критиками, коллекционерами и экспертами аукционных домов.

Чрезвычайно интересная книга , моя оценка – 10 из 10.

Предыдущая статьяУроки дизайна от Apple
Следующая статьяДопремьерный показ биографического фильма “Ив Сен-Лоран” для блогеров в Львове